Альтернативная ГЭС /Моя затопленная родина/
А позже - накинулось хищное море,
князь-город звучащий навек затопило.
                                                С. Поделков
     Послевоенная карта Ярославской области отличается от всех прежних изображений появлением в северо-западной части региона огромного, очертаниями похожего на чернильную кляксу, искусственного водоёма - Рыбинского водохранилища. Голубое пятно на карте закрыло северную половину бывшего Моложского уезда, а также часть земель Рыбинского, Пошехонского, Череповецкого (Вологодской обл.) и Весьегонского (Тверской обл.) уездов. История возведения Угличе-Рыбинских гидроузлов будет неполной без рассказа о трёхлетней подготовительной работе на Волге, в 14 километрах выше г. Ярославля, гидростроительной организации «Средневолгоярстрой» в связи с решением о строительстве у с. Норское плотины, шлюзов и гидроэлектростанции. Информация об этой первоначальной стройке позволяет сопоставить, как велики были материальные, природные и культурно-исторические утраты, а также масштабы социальных потрясений от создания Рыбинского моря по сравнению с возможными последствиями от возведения Ярославского водохранилища. Немаловажным фактом в истории рыбинского строительства является то, что большая часть изысканий статистического и топографического характера в районе Молого-Шекснинского междуречья была выполнена ещё в 1933 году вышеназванной организацией. Кроме того, «Средневолгоярстроем» была проведена колоссальная исследовательская работа по гидравлическим и механическим испытаниям, характеризующим взаимодействие сил равнинной реки и песчано-глинистого грунта в русле Волги. Данные этих исследований использовались проектировщиками Волгостроя НКВД СССР. Угличе-Рыбинский Волгострой наследовал значительную часть кадров с ярославской стройки и некоторые разработанные в Ярославле новые строительные приёмы и технологические рекомендации.
     Началом изысканий по выбору места для гидроузлов в пашем регионе явилось постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 23 марта 1932 года о необходимости сооружения трёх больших гидроэлектростанций в районе Средней Волги (Средневолжским участком тогда именовали Волгу от устья реки Мологи до устья реки Камы): «Одной в Иваново-Вознесенском¹ районе, другой в Нижегородском районе и третьей на реке Каме в районе г. Перми...» Изыскания 1930-1931 годов показали, что в Иваново-Вознесенской промышленной области таким местом должна быть Волга в районе города Ярославля.
     На основании вышеназванного постановления было организовано специальное строительное управление «Средневолгострой» во главе с начальником А. В. Винтером и его заместителем академиком Б. Е. Веденеевым. Приказом по управлению от 25 декабря 1932 года были сформированы три строительства: Ярославское, Балахнинское и Пермское. Ярославское строительство получило название «Средневолгоярстрой» и являлось самостоятельной хозрасчётной единицей.
     Главным инженером ярославского строительства был назначен опытный гидростроитель, участник сооружения Волховской и Днепровской ГЭС, получивший за заслуги при возведении последней орден Ленина, а лично от наркома тяжелой промышленности Г. К. (Серго) Орджоникидзе - квартиру в Москве, Георгий Сергеевич Веселаго. Он и тогдашние руководители «Средневолгостроя» выступали против применения на гидростроительстве труда заключённых, поэтому Ярославская ГЭС строилась вольнонаёмными рабочими.


     В результате исследований русла Волги в районе г. Ярославля гидростроители из трёх возможных мест отдали предпочтение Норско-Дудкинскому её створу, расположенному на 14 километров выше г. Ярославля. Здесь на крутом правом берегу располагалось село Норское, а на левом - деревня Дудкино. В 150 метрах от левого берега до сих пор находится остров размером два километра в длину и 150 метров в ширину. Дудкинский остров при устройстве верховой и низовой перемычек превращался в естественную и весьма надёжную преграду, отделяющую котлованы шлюзов и гидроэлектростанции от волжской воды. Имело немаловажное значение и дальнее, по сравнению с Рыбинской ГЭС, расположение Ярославской гидростанции от города, так как сила бурлящей воды из-под турбин не нарушала бы ледостав Волги в черте Ярославля. Мы знаем, как много человеческих жертв на счету Рыбинской ГЭС, расположенной в 2,6 километра от устья Шексны, впадающей в Волгу почти напротив центра города. Число жертв было особенно велико до 1963 года, когда не было моста через Волгу.
     Близость основных гидросооружений к левому берегу (их расположение сопряжено с наличием там острова), а также его отлогий рельеф продиктовали необходимость возведения посёлка гидростроителей и большинства вспомогательных производств на левом берегу Волги. Здесь же к месту строительства пришлось срочно прокладывать автогужевую дорогу и 18 километров железнодорожной ветки до станции Филино. Сделать это в те годы было нелегко, так как транспорт был гужевой. Единичные экземпляры маломощных автомашин стали поступать лишь с 1933 года. Три импортных, изношенных на Днепрострое, экскаватора большую часть времени стояли в ремонте, и основная часть земляных работ осуществлялась вручную. В первый год рабочие размещались в близлежащих деревнях, а служащий персонал поселился в Толгском монастыре. Весьма сложно было обеспечить снабжение питанием рабочих в голодные 1932-1933 годы. Все годы стройка страдала из-за недостаточного финансирования. продолжение ⇒


Редакция и верстка статьи: Mamatov Maxim, при использовании материалов книги "Корсаков Г.И. (Моя затопленная родина)"
ПОИСК ТРАНСПОРТА


ПРОГНОЗ ПОГОДЫ


ПОИСК

Скрипт поиска по сайту:

МЫ В КОНТАКТЕ

О РЫБИНСКЕ - ВИДЕО


Реклама на сайте

ПРОСМОТР САЙТА
1.Mozilla Firefox или Google Chrome
2.Разрешение экрана: XGA/1024x768
3.Flash/Вкл, Image/Вкл, JS/Вкл


      Рейтинг@Mail.ru      
 Copyright: © 2004-2014, "FISHBURG".Created in 2013
 Разработка сайта, авторский дизайн: ® Maxi_Podlesnyh™. При копировании любого контента ссылка на ресурс fish-burg.ru обязательна.