Рыбинская гидроэлектростанция«Рыбинская ГЭС»

Наличие Молого - Шекснинского междуречья, этой огромной естественной чаши, позволяло создать водохранилище, которое бы полностью зарегулировало годовые стоки трех крупных рек: Волги, Шексны и Мологи.

Создание гидроузла у Рыбинска требовало сооружения двух плотин - на Волге и на Шексне, что тоже представляло определенное удобство: на Волге сделать шлюзы, а на Шексне - ГЭС. При большой площади водохранилища можно было назначать максимальный напор, что позволило бы построить гидроэлектростанцию значительной мощности, почти полностью избежать холостых сбросов и создать глубоководные пути до Углича, Череповца и строящегося в то время канала Москва - Волга (теперь канал им. Москвы). Промежуточную ступень между Иваньковским и рыбинским гидроузлами по новому варианту предполагалось создать у древнего города Углича.

Вот такие доводы в пользу Угличско-Рыбинского варианта привели в своем письме к правительству. Госплан СССР назначил специальную комиссию для тщательной экспертизы предложенного варианта, возглавляемую известным всей стране строителем Беломоро-Балтийского канала и канала им. Москвы, выдающимся советским гидротехником С. Я. Жуком. Предстояло проделать огромную работу по технико-экономическому обоснованию строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов.

Необходимо было исследовать действительные запасы воды рек Волги, Шексны и Мологи, выявить геологическое строение мест сооружения гидроузлов, произвести различные гидротехнические, гидрологические, электротехнические, экономические и другие расчеты. Когда вся эта работа была выполнена, стало ясно, что строительство в Ярославле надо прекращать и переносить в Рыбинск и Углич.

Государственная комиссия решила: строительство Ярославского гидроузла, как неэффективного, прекратить; створ гидроузла перенести выше города Рыбинска, разместить его раздельно: на реке Волге - в районе села Переборы и на реке Шексне-невдалеке от устья, выведя таким образом город из зоны затопления, чтобы не препятствовать его будущему развитию; повысить уровень Рыбинского водохранилища до максимальной отметки в соответствии с результатами гидротехнических, гидрологических и экономических расчетов; промежуточную ступень между Иваньковским и Рыбинским гидроузлами назначить выше города Углича, создав тем самым каскад трех взаимно подпертых гидроузлов.

Выводы Государственной комиссии были утверждены Госпланом СССР, было принято решение о строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов.

Создание Рыбинского и Угличского гидроузлов по своим масштабам, смелости и оригинальности технических решений не имело аналогов в мировой практике гидротехнического строительства на равнинных реках и нескальных основаниях. Если Нижне-Свирская ГЭС была первым в мире сооружением, построенным на нескальных грунтах, то идея каскада гидроузлов, идея создания больших водохранилищ, позволяющих полностью зарегулировать годовой сток рек, идея наиболее эффективного, комплексного использования водных ресурсов - все это было впервые осуществлено у нас, на Верхней Волге.

Принципы, положенные в основу строительства Рыбинско-Угличского каскада, стали классическими и были применены при сооружении не только всех гидроузлов "Большой Волги", но и на других равнинных реках.

И вообще, все, что делалось тогда на гидроузлах в Угличе и Рыбинске, было необычным, новым, грандиозным… В 1938 году, когда были утверждены технический проект и генеральная смета нового строительства, проектная группа вошла в состав управления "Волгострой" и переехала в Переборы. С этих пор тех сектор под руководством Г. А. Чернилова стал техническим и научным штабом стройки, который занимался решением многочисленных проблем, связанных с возведением сооружений на большой равнинной реке, на нескальных основаниях. А проблем было действительно очень много. Приходилось решать их в ходе проектирования и строительства.

Первоначально строительство Углического и Рыбинского гидроузлов (Волгострой) было поручено Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю, но 16 сентября 1935 года ГУЛАГу НКВД приказано немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и ИТЛ (Волголаг). В 1936 году в лагере находилось 19 420 заключённых, в последующие годы происходил рост численности контингента. В 1941 году, накануне войны, он достиг максимума за все годы своего существования: в Волголаге тогда находилось 85 509 человек. Когда все основные работы по сооружению гидроузлов и ГЭС были завершены, Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь: численность заключённых в эти годы значительно сократилась, в последующем же находилась на уровне 22 тысяч человек. Так на 01 января 1944 года в лагере числилось 22 584 заключенных; в течение этого года в Волжский ИТЛ прибыло 11 681 заключенный, убыло - 12 775 человек, из них освобождено - 6839, умерло - 4843, бежало - 135; к 01 января 1945-го в Волголаге насчитывалось 21 490 заключенных.

С мая 1938 года технический сектор начал изготавливать рабочие чертежи для строек на Верхней Волге.

Строительство подсобных объектов, сооружений, жилья и объектов соцкультбыта, а также различные изыскательские и исследовательские работы начались с осени 1935 года, когда на утвержденную правительством новостройку стали прибывать рабочие, инженеры и техники, уже имевшие опыт гидротехнического строительства на Волховской, Нижне-Свирской и Днепровской гидроэлектростанциях. К работам широко привлекалось местное население из Рыбинска и его окрестностей. продолжение

Авторская статья: © Mamatov Maxim, 2015, при использовании материалов с сайта ryb.ru

Веб-камеры. Рыбинск


ПОИСК ТРАНСПОРТА


ПРОГНОЗ ПОГОДЫ


ПОИСК

Скрипт поиска по сайту:

МЫ В КОНТАКТЕ

О РЫБИНСКЕ - ВИДЕО


Реклама на сайте

ПРОСМОТР САЙТА
1.Mozilla Firefox или Google Chrome
2.Разрешение экрана: XGA/1024x768
3.Flash/Вкл, Image/Вкл, JS/Вкл


      Рейтинг@Mail.ru