Рыбинская гидроэлектростанция«Рыбинская ГЭС»

Быстрыми темпами сооружался поселок строителей. Вскоре жилые дома и другие здания "Волгостроя" окружили маленькую деревню Переборы. Улицы в поселке носили специфические названия-Инженерная, Архитектурная, Строительная, Плотинная, Шлюзовая, Гэсовская. Главную улицу поселка назвали Волжским проспектом в честь великой русской реки. Одновременно со строительством вспомогательных и основных сооружений Рыбинского гидроузла началась подготовка зон затопления будущим водохранилищем. Для Рыбинского водохранилища площадь затопления составляла около 5000 квадратных километров. В зону затопления при Рыбинском гидроузле попадали 663 деревни. С географической карты должен был исчезнуть уездный город Молога. Частично подтоплялись города Калязин, Углич, Мышкин, Брейтово, Весьегонск и Пошехонье-Володарск. Необходимо было переселить на новые места 130 тысяч человек. На площадях, подлежащих затоплению, располагались 408 колхозов, 46 сельских больниц, 224 школы, 258 предприятий местной промышленности. Kpoмe переселения людей и перебазирования учреждений и предприятий, предстояло вырубить и вывезти лес с площади в 3645 квадратных километров, построить вновь и реконструировать 150 километров железнодорожных путей, автогужевые дороги, а также пять железнодорожных мостов через Волгу, Шексну и Суду.

Из хозяйственного использования угодий в результате затопления изымалось: 14% пашни, 17% лугов, 7% выгонов, 2% усадеб. На леса, кустарники и болота приходилось 56% затопляемой территории. Подтоплялось несколько малых рек и озер, что составляло 4% площади затопления. Все работы по подготовке ложа будущего водохранилища должны были быть выполнены ко времени окончания строительства гидроузла и перекрытия Волги и Шексны, то есть к весне 1941 года.

Для организации и руководства этими работами в составе управления "Волгострой" был создан отдел подготовки зоны затопления (ОПЗЗ).

Подготовка этой зоны началась с обозначения на местности границ затопления. Топографы ставили репера, которые указывали линию, разделяющую сушу и воду. Вот с этих самых реперов и начались различные разговоры и суждения. Местные бородачи, прожившие долгую жизнь на Молого-Шекснинском междуречье, видевшие буйные разливы рек в многоводные годы, а особенно в 1926 году, сомневались, что плотины могут сдержать напор весенних вод. Многие сулили катастрофу.

А время шло, и работы продолжались. С 1936 по 1940 годы в зоне затопления было вырублено 11 миллионов кубометров строевого и товарного леса. Из шести миллионов кубометров древесины были изготовлены плоты и оставлены на месте с тем расчетом, что их можно будет буксировать судами после наполнения водохранилища. Остальные пять миллионов кубометров были вывезены сразу же после вырубки и пошли на нужды народного хозяйства.

Особенно тщательно проводилась расчистка от леса и кустарников будущих судоходных трасс, а также мест лова рыбы. Однако полная очистка ложа водохранилища в столь сжатые сроки оказалась невозможной. После отборочной вырубки, леса и кустарники занимали около четверти площади, подлежащей затоплению. Кроме прямых убытков, это сулило помехи для судоходства, рыбного хозяйства, работы гидроэлектростанции. Сроки самоочищения водохранилища от затопленной на корню древесины небыли известны, так как подобный эксперимент проводился впервые.

На левобережной пойме реки Мологи и ее притоках располагались самые северные по широте дубовые леса. Они занимали площадь, равную двум тысячам гектаров. Дубы были срезаны под корень и тракторами доставлены в район деревни Осмерицы. Часть дубовой древесины была использована на различные нужды, в частности, для некоторых узлов гидросооружений.

Большую проблему представляло поведение торфяных массивов на болотах, подлежащих затоплению. По всем расчетам эти массивы должны были всплыть на поверхность воды, превратившись в плавучие острова, что создало бы дополнительные трудности для судоходства и работы ГЭС. В инженерных кругах обсуждался этот вопрос. Предлагались различные варианты закрепления торфяных массивов, в том числе загрузка их камнем или забивка свай. После долгих споров решено было оставить торфяные массивы в естественном состоянии, чтобы изучить в дальнейшем их влияние на жизнь водохранилища и его эксплуатацию, а также учесть это явление при создании будущих гидроузлов. Весной 1941 года наступил самый ответственный момент в многолетней работе гидростроителей. Все было готово к наполнению водохранилища. Ждали только паводка. 13 апреля 1941 года забетонирован последний пролет Рыбинской плотины. Паводочные воды Волги и Шексны, встретив неодолимое препятствие, начали заливать свои русла и поймы, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Дата 13 апреля 1941 года стала днем рождения Рыбинского водохранилища.

Для создания Рыбинского водохранилища в 1941 году выше г.Рыбинска были перекрыты плотинами две большие реки - Волга и Шексна.

Наполнить Рыбинское водохранилище до проектной отметки в 1941 году не удалось - не хватило объема весеннего половодья. Однако в первый же год своего существования рукотворное море начало жить полнокровной жизнью. Подпор от Рыбинских плотин распространился по Волге на 120 километров, по Мологе - на 226 километров, по Шексне - на 326 километров и по Суде - на 53 километра. На эти расстояния реки стали судоходными. Перекаты ушли глубоко в воду. Пароходы пошли по судоходным трассам. Путь из Рыбинска до Череповца сократился на 77 километров, до Весьегонска - на 40 километров. продолжение

Авторская статья: © Mamatov Maxim, 2015, при использовании материалов с сайта ryb.ru

Веб-камеры. Рыбинск


ПОИСК ТРАНСПОРТА


ПРОГНОЗ ПОГОДЫ


ПОИСК

Скрипт поиска по сайту:

МЫ В КОНТАКТЕ

О РЫБИНСКЕ - ВИДЕО


Реклама на сайте

ПРОСМОТР САЙТА
1.Mozilla Firefox или Google Chrome
2.Разрешение экрана: XGA/1024x768
3.Flash/Вкл, Image/Вкл, JS/Вкл


      Рейтинг@Mail.ru